До 2019 года сделать это было довольно просто. Не особо погружаясь в детали, суды лишали водителей прав за любые ксеноновые и LED лампы на основании ч. 3 ст. 12.5 КоАП:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Дьявол кроется в незначительной детали: союзе “и” в словосочетании “цвет огней и режим работы”. Его трактовали как “или” и лишали прав за любое из перечисленных нарушений.
Однако 25 июня 2019 года постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 (см. п. 6)</a> расставило все точки над этим пресловутым “и”:
При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов — проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям).
Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Расшифровываем: для лишения прав должны быть одновременно нарушены и режим работы фар, и требования к цвету огней — он должен отличаться от белого, оранжевого или жёлтого, разрешённых в Перечне неисправностей.
Получается, лишению прав за светодиоды в фарах на законных основаниях может быть подвергнут водитель, авто которого празднично мигает гаишникам фарами красного или синего цвета.
Однако при подобных обстоятельствах неудивительно, если этого водителя заодно и на наркотики проверят. Ибо ожидать такого тюнинга от вменяемого человека явно не приходится.
В иных случаях лишение прав за LED-лампы незаконно, что подтверждается решениями Кинельского и Нижегородского судов, вернувших водителям неправомерно отобранные права, руководствуясь упомянутым постановлением Пленума Верховного Суда РФ №20.
Кстати, инспектор о нём тоже знает и это почва для диалога. Начинает грузить — сообщаем ему, что в курсе постановления Пленума ВС РФ от 25 июня 2019 и он теряет волю к лишению прав.
Однако внимательный читатель, несомненно, заметил, что в приведённых выше делах суд не прекратил преследование и извинился, а переквалифицировал нарушение на ч. 1 ст. 12.5 КоАП и влепил-таки штраф осчастливленным возвращением прав водителям.
А значит, пришла пора перейти к гораздо более мутной по сравнению с лишением прав теме штрафа в 500 рублей.
Подводим итог
Исходя из кучи законов и регламентов, при желании нелегальными можно счесть практически все автомобильные светодиодные лампы, за исключением фар с соответствующей маркировкой (LED).
На практике же сотни тысяч отечественных автовладельцев ездят с штатными светодиодными лампами, на которые сотрудники ГИБДД смотрят сквозь пальцы, ибо они предусмотрены заводом-изготовителем.
Лишение прав за LED лампы, теоретически, возможно, если забить сразу на все правила, регламенты и здравый смысл. Однако, если как следует свернуть гаишнику кровь, он может на законных основаниях выписать штраф даже за заводские LED лампы. Впрочем, если вести себя адекватно, этого, скорее всего, не произойдёт.
Для внесения окончательной ясности предоставим слово автоюристу и автору книги «В очереди за правосудием» Юлии Цветковой:
— Лампочки поменять можно, но только на те, что соответствуют параметрам изготовителя, указанным в эксплуатационной документации. Нельзя использовать сменные источники света, если цоколь, мощность, цветовая температура или переходники для цоколей не соответствуют заводскому оригиналу. Таким образом, поставить на штатные места лампочки более высокой мощности нельзя. А заменить источники света на новые с теми же базовыми параметрами, естественно, можно. И даже купить лампы нужной мощности, но повышенной яркости — такой вариант будет законным. Новые лампы должны отвечать и требованиям п. 3.8.2 приложения N 8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств.
Напоминаем ещё раз: согласно техрегламенту Таможенного союза в фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство. Если данное требование нарушено, есть риск получить штраф в 500 рублей.
Если вместо типа светового модуля производителем указана мощность используемых источников света, а ваши LED лампы светят в пределах этой мощности и не слепят, докапываться до них будет лишь самый дотошный инспектор, имеющий к вам личную неприязнь.
Настоятельно рекомендуем перед выбором и установкой LED ламп изучить документацию вашего ТС, чтобы не привлекать внимания инспекторов ГИБДД, как это делают некоторые…